Как построить универсальные теплые грядки
В этом году не сдержался и решил вырастить томаты в открытом грунте, тем более, что на эту тему мне задают много вопросов.
Но, как вы понимаете, взяться за это дело без должной подготовки я конечно не мог.
Участок у меня низкий и суглинистый, поэтому было решено построить специально для томатов и перцев с баклажанами теплые, высокие грядки.
Мелочиться не стал и размахнулся сразу на десять грядок размером 4000×60х30см.
Для основного материала выбрал обрезную дюймовку шириной 15см.
Для стоек квадратную трубу 2×2см
Для дуг пруток на 8мм
Внимание, в процессе эксплуатации пришлось немного конструктивно доработать, а именно соединить стойки прутком, иначе грядки распирает, особенно при выращивании моркови. Увидеть можно здесь.
Нарезал тес по размеру и обработал его антисептиком. Квадратный профиль и пруток еще на металлобазе попросил нарезать соответственно, профиль по 50см, а пруток по 2,5метра.
Приобрел кровельных саморезов на 50мм 350шт. и был готов начать возводить грядки.
Разметил участок с помощью рулетки и шпагата, воткнул колышки по будущем краям грядок и уже хотел начать сооружать первую, как понял, что, весной увязая в грязи сделать это будет проблематично и вряд ли удаться соблюсти нужную точность, к тому же придется задействовать дополнительных помощников для всевозможной поддержки.
Поэтому быстро отмел вариант строительства грядок на месте, а решил собирать их во дворе и уже готовые перенести на участок и воткнуть на свои места.
Уже при изготовлении торцов понял, как был прав. На верстаке сделал небольшое приспособление из планок, которое позволило быстро и точно укладывать профиль и на него торцовые доски.
Поэтому без всяких помощников за 4 часа собрал все двадцать торцов.
Правда, использовал две дрели, одной сверлил предварительные отверстия сверлом на 4мм, а другой вворачивал саморезы. Все торцы получились ровненькие и совершенно одинаковые.
Дальше оставалось к торцам привернуть боковые доски и центральные стойки.
Сделать это оказалось проще простого, если на полу или длинной доске привернуть две планки, строго под 90градусов и расстоянием между ними на длину боковых досок.
Теперь остается поставить два торца на попа, прижав их к планкам и уже сверху легко привернуть боковые доски. Потом перевернуть конструкцию и так же сверху привернуть оставшиеся две доски.
Привертываем центральные стоики и грядка готова.
Небольшое дополнение, что бы легче было приворачивать центральные стоики, к одной доске ее лучше прикрутить на полу заранее, тогда ко второй она привернется легко с небольшой поддержкой.
Таким образом, грядку можно собрать даже одному, но вдвоем это делать гораздо быстрее.
Так за выходные мы с сыном собрали и установили все десять грядок вместе с дугами.
Про дуги тоже упомяну отдельно. Гнуть их из прутка лучше по шаблону, который легко сделать из ввернутых по дуге шурупов или вбитых гвоздей.
Одинаково согнутые дуги и смотрятся и устанавливаются лучше.
Итак, грядки стоят на своих местах. Расположил я их с востока на запад, обязательно выровнял по уровню, желательно все по одному, если нет склонов. У меня склон, поэтому четыре грядки в одном уровне, а шесть в другом, чуть ниже.
Теперь наши грядки необходимо хорошо и правильно заполнить послойно нужным субстратом.
На низ листья ветки, все от уборки территории, кроме неорганического мусора, потом компост и наверх грунт с огорода, если установка идет на старые грядки, то предварительно можно вынуть грунт в межи, а потом переместить его наверх.
Такие грядки легко устанавливать прямо на дерн, не занимаясь утомительной перекопкой.
Ну и, наконец, о самом важном, о затратах. У меня себестоимость одной грядки составила 900рублей, включая укрывной материал. Много это или мало считать вам. Срок годности в районе 10лет, а это значит десять лет не надо ежегодно возводить грядки из земли, делать тропинки и заниматься лишней прополкой меж и боков.
Про урожайность говорить не буду, увидите попозднее.
Да, сегодня любое хобби требует затрат, главное, чтобы удовольствие заниматься любимым занятием превышало нежелание оплачивать издержки.
Всем весеннего настроения и легких урожаев.
Смотрите видео: Как построить универсальные теплые грядки.
Май 1st, 2013 в 3:56 пп
Валерий ! Эти грядки , я так понимаю, для низкорослых томатов ?
Май 3rd, 2013 в 8:40 пп
Именно так.
Май 5th, 2013 в 12:53 пп
Спасибо Валерий за ваши советы, очень доступно и просто. Я бы хотел посоветовать огородникам, в качестве кольев для помидор использовать ветки «Вербы». Обычно вдоль рек есть заросли вербы, нарубите кольев, они очень долго не гниют, некоторые палки уже лет 8 служат. А ваши красивые грядки можно использовать под что угодно, огурцам например здесь тоже уютно будет, севооборот вещь необходимая. И еще один совет, прошлый год весь лук на головку сожрали черви на корнях, я понимаю что моль. Пробовал все табачную пыль, древ. золу, перец красный молотый, химию, ничего толком не помогло (видимо нашествие какое-то было). А другая грядочка лука посажена была вперемешку с Кинзой (кориандр) через ряд, так можно сказать ни одна луковица не была съедена.
Май 16th, 2013 в 2:46 пп
Здравствуйте, Валерий!
Хочу устроить теплые траншеи для капусты (брокколи, цветной, брюссельской).
Но компост уменя совчем свежий, начала его заготавливать 20 апреля, а сейчас 16 мая.
По совету Курдюмова Н., который утверждает, что компост можно приготовить и за месяц,
каждую неделю перелопачиваю его, 2 раза поливала препаратом «Байкал-эм». Но, не имея никакого опыта в этом деле, не могу определить готовность компоста. Можно ли таким недопревшим компостом заполнять теплые грядки?
Спасибо.
Май 22nd, 2013 в 7:20 пп
Валер у тебя как всегда всё основательно, практично молодец.
Май 22nd, 2013 в 7:27 пп
Одна знакомая обзыват такие грядки гробиками и продолжает хлопать. А выгода на лицо бока не полоть и все питательные вещества как в коробочке хранятся, только улучшай плодородие.
Июль 16th, 2013 в 8:27 пп
Валерий, Вы молодец! В этом году мы с мужем тоже сделали 2 теплые грядки (для пробы). На одной посадили 6 огурцов, 8 баклажан, перец и несколько кустов помидор. На другой -цветную капусту (раннюю и позднюю)и обычную позднюю капусту (для лежки) Всё растет и плодоносит замечательно. Благодаря тому, что всё застилили мульчой (скошенной травой) — никакой прополки. Просто чудо.
Ноябрь 12th, 2013 в 6:10 пп
Здравствуйте, Валерий! Какой у Вас замечательный огород! Мы в этом году решили тоже организовать грядки по-новому в соответствии с принципами природного земледелия. Вот, что получилось. Делали из профиля и плоского шифера, заполняли сначала ветками и обрубками, потом крупные растительные остатки, потом листья и трава, а потом земля.Надеемся на хороший урожай!Высота грядок получилась 40 см. Очень удобно обрабатывать, сижу как за столом, спина не гнется, очень удобно. Опробовала, когда пересаживала клубнику осенью.
Ноябрь 12th, 2013 в 6:13 пп
Это каркас, на который потом крепится шифер!
Ноябрь 12th, 2013 в 6:15 пп
Да, забыла сказать, что длина грядок 5м, а ширина по 90см и по1м!
Ноябрь 12th, 2013 в 7:19 пп
Поздравляю, грядки на загляденье и стоять будут вечно.
Ноябрь 13th, 2013 в 8:47 дп
Надеюсь! Спасибо за отклик!
Ноябрь 16th, 2013 в 4:29 пп
Людмила, Наталия. Шифер, конечно, долговечней, но дерево лучше как теплоизолятор.Мне запомнились фото растений с разными температерными режимами почвы и воздуха. Так самые лучшие растения получаются если почва теплая, а воздух немного прохладней ( невысокие и толсенькие, коренастые на людей говорят). Уже если и потратились на шифер, тогда обложите еще и твердым пенополистиролом (ЭППС) изнутри (мыши его не едят,влагу не набирает).Вот тогда уж точно будет теплая грядка по весне.
Ноябрь 16th, 2013 в 4:38 пп
Валерий, при изготовлении дуг можно обойтись без догибания. Первый гиб сделать по чистовому размеру, затем замерять получившийся радиус, поделить получившийся на чистовой — получится коэффициент. На этот коэффициент уменьшить радиус разметки под шурупы, перекрутить по новой разметке, и — вперед.
Ноябрь 17th, 2013 в 2:35 пп
Совет полезный, учту при постройке очередных грядок, которые планирую построить весной, хотел осенью, но с досками на пилорамах проблема, а после нового года продаж нет, досок много и зимний тес лучше летнего.
Ноябрь 17th, 2013 в 3:36 пп
Отрадно видеть как люди поняли преимущество этого метода. А сколько лет мучались с ухлопыванием и прополкой, ну прочими ненужными трудозатратами.
Ноябрь 17th, 2013 в 3:41 пп
Замечания Виталия очень уместны перегрев почвы на припёке через плоский шифер очевиден. И если не принять нужные меры результат будет отрицательным, к примеру картофель не растёт при повышении температуры почвы выше 25-27 градусов.
Ноябрь 17th, 2013 в 11:59 пп
Валерий, почему ориентация грядок «восток — запад»? При такой ориентации солнце освещает только одну сторону рядка. При ориентации грядок «север — юг» освещается весь рядок ( утром — восточная часть рядка, в обед — весь рядок сверху, а вечером — западная часть рядка.
Ноябрь 18th, 2013 в 8:29 дп
При шахматном расположении кустов освещенности хватает всем кустам, плюс такое расположение диктовалось большим уклоном на север. Чем севернее находишься, тем утреннее и вечернее освещение идет под острым углом и такая грядка должна находиться на очень открытой местности, иначе любое невысокое препятствие отбрасывает длинную тень, которая закрывает свет. Поэтому я в каждом случае подхожу с позиции лучшего освещения в течении всего сезона и для конкретной грядки.
Ноябрь 18th, 2013 в 10:18 дп
Виталий,Organika,спасибо за советы, но картошку мы сажаем в отдельно , не в грядки. Это для овощей, зелени и клубники. Но по весне будем наблюдать за результами.Сначала думали, конечно, про доски, но подкупила долговечность шифера, хотелось сделать раз и забыть про грядки на долгие годы. К тому же шифер уже был на участке, ничего не пришлось покупать. Но за отклик спасибо.
Ноябрь 18th, 2013 в 8:26 пп
Спасибо очень полезные советы Мыдва года назад переехали с крайнего севера на юг.Никогда прежде огородом не занималась.Много почерпнули теории из интернета.В этом году решила сделать все красиво прочно и долговечно. Советоваться кроме как с вами не с кем Соседи все делают по старинке а на мои вопросы крутят пальцем у виска. Я хочу спросить, если делать корпус грядки плоского шифера, обязательно ли ставить ему каркас или можно просто вкопать в землю на25см
Ноябрь 18th, 2013 в 8:50 пп
Хочу к сожалению вас немного разочаровать, юг от севера отличается кардинально, надо смотреть на состав земли, близость грунтовых вод и рельефа участка. Плоский шифер я, к сожалению не уважаю и уж точно без верхней окантовки его устанавливать не рекомендую, будете постоянно травмироваться. Поэтому оцените все факторы и если хотите изготовить огороженные грядки, то не заполняйте их как на севере, заполните их готовым компостом в смеси с огородной землей и мульчируете светлой мульчой, например соломой или шелухой, вам важнее будет остужать грунт, чем нагревать, иначе процесс конденсации влаги из воздуха происходить не будет, а это основное условие поддержания постоянной влажности грунта при которой происходит успешное развитие растений и микроорганизмов.
Ноябрь 18th, 2013 в 9:20 пп
Я прочитала , что советовали как окантовку надевать на шифер разрезанный шланг.Я имела в виду нужен ли жесткий каркас для крепления к нему шифера или можно обойтись. Просто про доски начиталась , что недолговечны а мне надо надолго. Во первых возраст во вторых нанятые рабочие возиться сильно ни счет не захотят
Ноябрь 18th, 2013 в 9:34 пп
Каркас не помешает, но можно обойтись привернутыми стойками, а на счет шланга вы правы сам хотел предложить этот вариант, главное выбрать подходящий шланг и лучше его приклеить.
Ноябрь 18th, 2013 в 9:43 пп
Тогда уж научите какой шланг выбрать и чем клеить
Ноябрь 19th, 2013 в 5:48 пп
Валенитна, каркас для шифера обязателен, иначе каждую весну грядки будет распирать земля. это уже проверено на личном опыте, несколько лет стояли грядки из шифера, который был вкопан в землю на 15-20 см и укреплен стойками. Но все равно каждую весну приходилось все выравнивать, и это при том, что между грядками были дорожки из плиток, то есть было жесткое ограничение. А шланг по верху шифера, по-моему, не лучшее решение:все равно он будет где-то отрываться, особенно после зимы и в процессе заполнения грядок землей,ведь обязательно где-нибудь заденешь тачкой или лопатой.Сейчас сделали каркас из уголка, так на него даже можно садиться в процессе обработки растений, можно что-то положить или поставить. Очень удобно!Хотя, конечно, довольно затратно, но, думается, что это на долгие годы, так что игра стоит свеч!
Ноябрь 19th, 2013 в 8:58 пп
Наташа большое спасибо за совет.Я обязательно воспользуюсь им.Уже два года ношу в голове эту мысль о высоких удобных и очень долговечных грядках. Дело в том что огород большой. 15 соток А навыка и умения нет.
Ноябрь 19th, 2013 в 9:07 пп
Наталия вот еще какой вопрос у вас этот короб из шифера просто стоит на земле ? Потому что я думала если просто шифер то его в землю на 25 см Я так поняла что каркас сварили а потом укрепили на нем бока. Это просто? Те кто будет делать обязательно это знают?
Ноябрь 20th, 2013 в 11:28 дп
Валентина, каркас просто стоит на земле, у нас он не сварной, а на болтах, сварочный аппарат пока в стадии освоения.Шифер тоже крепится болтами. Довольно трудоемкая процедура, нужны хорошие инструменты — дрель и свёрла по металлу. После первой грядки приходят навыки и дело движется проще и быстрей.Вот на этих фотках видно, как все крепится на болтах.Мы делали каркас отдельно, а потом переносили на постоянное место и там уже крепили шифер, так как в сборе конструкция получается тяжелая.Зато стоит мёртво, а после заполнения землей вообще получается монолит. Можно сидеть, стоять,класть подручные инструменты, все стоит как броня.Удачи!!!
Ноябрь 21st, 2013 в 6:00 пп
Валерий,спасибо очень ценная информация
Ноябрь 24th, 2013 в 1:40 пп
Сделал этой осенью 2 теплые грядки под помидоры и перец на следующий год .
Размеры моих грядок : 4м на 1м (под помидоры) и 4м на 1м(под перец).
Ноябрь 24th, 2013 в 1:41 пп
Высота грядок — 30 см
Ноябрь 25th, 2013 в 11:36 пп
Федор, здравствуйте, а у Вас случайно не остались семена болгарского перца? Звонила Вам в октябре, но Вы не ответили, а потом я закрутилась.
Ноябрь 27th, 2013 в 5:40 пп
Юля!
Семена перца и некоторых сортов томатов еще пока есть!
Позвоните мне — 8-916-684-12-99
Январь 2nd, 2014 в 12:09 пп
Все просто молодцы. Также в этом году хотим сделать теплые грядки даже в теплице.грядки то сделать не проблема. проблема с мульчей. А Валерий просто умрница и Настоящий Хозяин!!!
Январь 3rd, 2014 в 9:30 пп
у нас на старой даче тоже были высокие грядки,ОЧЕНЬ УДОБНО!в этом году весной тоже в первую очередь сделаем такие грядки на новом участке!хотя не хотела ни чего сажать,кроме как в теплице,но после того как вчера набрела на видео Валерия,решила БУДУ САЖАТЬ!!
Январь 4th, 2014 в 4:57 пп
С Новым годом всех садоводов и огородников! Счастья, успехов, больших
урожаев в новом году.
Давно ищу материал, из которого можно сделать дуги для парников. Те
дуги, которые продают в магазине не очень удобной длины. 3 метра —
коротки, а 4 — длинноваты (для стандартной ширины пленки). И вот, в
магазине строительных материалов увидела композитную арматуру, которую
продают в бабинах по 50 метров. Диаметр 8 мм стоит 20,60 рублей метр.
Дуга в 3,5 метра получается 72 рубля. Для нашего города это не дорого.
Очень хорошо гнется и принимает нужную форму и нужный диаметр. Может
быть кто-то сталкивался с этим материалом и может что-либо сказать о нем?
rp44.ru/catalog/armatura/yazk/komparm.html
Январь 5th, 2014 в 7:55 дп
Первый раз зашёл на этот сайт. Очень понравилось. Хочу посоветовать Валентине, которая хочет на юге делать высокие грядки, обратите внимание,Валерий Медведев правильно пишет, что Вам надо землю охлаждать, а не согревать. Поэтому нежелательно делать очень высокие грядки, лучше их просто огородить досками и мульчировать органикой и желательно по возможности сделать капельный полив. Успехов Вам.
Январь 5th, 2014 в 4:08 пп
А не подайдет черная водоправодная труба,полиэтиленовая каторая продается в бухтах, там есть любая толщина и длинна, какую вам надо, пользуюс такой легкая и не ржавеет, и гнется легко
Январь 19th, 2014 в 10:02 дп
Здравствуйте! Для дуг можно использовать пластиковую арматуру (6 — 8 мм.), которая используется при бетонных (связка при ленточном фундаменте), продается он в бухтах по 100м., да и цена приемлемая. Такие дуги я использовал в прошлом году, кода были остатки арматуры после заливки фундамента.
Январь 30th, 2014 в 5:03 пп
Все понятно и доступно по наполнению,но для особо понятливых типа меня,а если грядку сделать весной?Сажать в нее нельзя?Везде где только смотрела говорят что их с осени готовить надо?
Февраль 7th, 2014 в 10:27 пп
Всем добрый вечер. Я из Украины живу в Донбассе. Увидели с мужем такие грядки и тоже решили соорудить на своём участке. Так вот хотела бы посоветоваться, можно ли при закладке таких грядок использовать ореховые веточки, дубовые листья и перепревший слой из под дубов? Спасибо!
Февраль 8th, 2014 в 10:38 дп
Здравствуйте Татьяна, конечно можно.
Февраль 8th, 2014 в 4:01 пп
Я отказалась от «тёплых гряд» из-за огромного количества муравьёв. Теперь они заселяются в теплице, как только пригреет солнце, обязательно нахожу гнездо.
Февраль 12th, 2014 в 12:32 дп
Валерий, а каким антисептиком надо обработать доски? Или это не принципиально? Будет ли антисептик выделять что-нибудь не хорошее в почву? Я собралась делать грядки, клоны ваших. Но задумалась на счет антисептика. Вот нашла в нете рецепты финских и шведских составов для обработки дерева mukhin.ru/stroysovet/veranda/10.html. Как вы думаете, стоит ли так заморачиваться?
Февраль 12th, 2014 в 10:36 дп
Я обрабатывал по моему «Снежеть Эко», Ваш вариант больше подходит для подготовки сухой древесины к покраске, это разумеется дороже и трудозатратней.
Февраль 16th, 2014 в 4:09 пп
Все понятно и доступно ,а если грядку сделать весной?Сажать в нее можно?
Февраль 16th, 2014 в 5:06 пп
Конечно можно.
Февраль 16th, 2014 в 6:09 пп
К вопросу о пропитке. Я для своих потребностей нашел вот этого производителя tamak.ua/index.php/produkcia/10-2012-01-25-10-08-16 Правда это в Украине, но можно организовать доставку. При личной встрече ребята поведали, что этот состав родом из СССР.
Февраль 17th, 2014 в 1:44 дп
Валерий, здравствуйте. Я совсем начинающий садовод и овощевод — смотрю Ваши видео и все внимательно читаю уже третий день подряд. Все абсолютно доступно к пониманию для таких как я. Огромное Вам спасибо! Ранее прочитала большое количество литературы, и только благодаря Вашему сайту поняла многое из прочитанного. Есть несколько вопросов. Грядки я тоже построила насыпные и очень была этим довольна. Наш участок расположен таким образом, что с трех сторон — поле с огромным количеством мышей-полевок. В предыдущий год (2012)наши кошки всю территорию быстро от них избавили, а вот лето 2013 с его обильными дождями полностью лишило всех радостей садоводства — у нас с 4 августа по 26 сентября дождь лил каждый день!!! Затоплены были все поля, овраги, канавы (картошку по осени из земли черпаком вытаскивали) и мыши очень быстро облюбовали мои грядки, ведь в них вода не стоит. Полностью все грядки изрыты норами,каждые 5-7 см — нора, даже трудно предположить сколько их там. Весной буду полностью вынимать грунт и разгонять незванных гостей. Может подскажете: что можно положить на дно грядки чтобы избавиться от таких гостей? И еще несколько вопросов: 1. Про опилки: Как их нужно хранить для перепревания? Вы в видео говорите, что они у Вас 3-4 года, значит Вы их как-то храниите? Подскажите, пожалуйста...И как быстро они перегнивают уже в самой грядке? Вы каждый год добавляете новые? или используете одни и теже несколько сезонов? 2. Т.к я только начинающий огородник — компост заложила этой осенью — готов будет весной 2015, перегноя пока нет, можно на дно грядок конский или коровий навоз положить, а потом листву?
Февраль 17th, 2014 в 4:28 пп
От мышей конечно можно отгородиться сетками, но лучше приобрести проверенные отпугиватели, летом и осенью они работают исправно, поищите в интернете отзывы на них и приобретите, это выйдет дешевле и надежней. А на счет навоза, то лучше свежим его не класть, под слоем земли он будет гнить, а не компостироваться, положите лучше прошлогодней или свежей травы с соседних участков, а навоз на лето разложите тонким слоем 20-30 см, тем более, что поля по соседству это позволяют, за лето он быстро превратиться в хороший компост, толь надо поливать в сухую погоду. На счет опилок, храните их просто под открытым небом, можно немного добавить лесной земли, в ней грибное разнообразие, которое хорошо расщепляет целлюлозу.
Февраль 21st, 2014 в 6:56 пп
валерий! а как вы смотрите на грядки из бортового камня? у-ток на севере подмосковья. будет ли растениям в них комфортно? просто у нас немного есть, хватит на 2 грядки.
Февраль 21st, 2014 в 10:33 пп
Камень конечно не самый теплый материал, зато долговечный. Если его не жалко на грядки, то изготавливайте, а комфорт в большей степени зависит от того какая почва будет в грядках и как будет поддерживаться ее плодородие.
Февраль 22nd, 2014 в 12:29 дп
Валерий подскажите, можно ли в такие грядки заложить перепревший конский навоз? и если можно, то каким слоем? допустим-сначала листья, ветки, потом навоз, потом компост и верхним слой земля? или как то по другому?
Февраль 22nd, 2014 в 10:35 дп
Вы все правильно думаете.
Февраль 23rd, 2014 в 12:36 дп
Валерий, а сколько в см у каждого слоя должно быть?
Февраль 23rd, 2014 в 1:40 пп
Все относительно и я привожу пример, а не догму. Главное не закладывать свежий навоз.
Февраль 23rd, 2014 в 7:44 пп
А лапник можно? Мне посоветовали от мышей на дно грядки сначала лапник, мыши якобы иголок не любят, а потом ветки, перегной и грунт?
Февраль 23rd, 2014 в 10:44 пп
Попробуйте, хуже не будет.
Февраль 26th, 2014 в 7:47 пп
Подскажите пожалуйста,в грядки с шириной в метр Вы сажаете помидоры в один ряд или в два ряда?
Февраль 27th, 2014 в 8:44 дп
Ирина мои грядки 60 см и я сажаю в два ряда в шахматном порядке, в метровых разумеется можно так же сажать
Март 22nd, 2014 в 11:28 дп
Здравствуйте, Валерий!
Подскажите, пожалуйста, не будет ли замерзать клубника в высоких грядках зимой. У нас иногда температура опускается до -20-25.
Март 22nd, 2014 в 11:46 пп
Алина, высокие грядки теплее чем обычные, поэтому нет.
Март 23rd, 2014 в 6:41 пп
здравствуйте, скажите пожалуйста, стоит ли засыпать грядку землей с хвойного леса. У нас очень плохая земля , если мы её размешаем с хвойной, и как мульча используем верхний слой иголок. Стоит ли это делать. Грядки будем делать впервые.
Март 24th, 2014 в 7:51 дп
Стоит.
Март 26th, 2014 в 11:08 пп
Валерий я много смотрела и читала ваших статей и видео.Спасибо- для начинающего огородника много полезного.Я живу на Донбассе. Хотелось все таки понять для нашего региона- теплые грядки- это актуально или всё же растениям будет жарко,особенно в теплице из поликарбоната и в открытом грунте? мы только установили теплицу, хотелось бы получить урожай огурцов, будет и туман-полив и капельный.
Март 26th, 2014 в 11:34 пп
Здравствуйте Валерий подскажите пожалуйста на юго-востоке Украины в Донбассе летом от тёплой грядки корням жарко не будет , а то у нас бывает и 43 градуса в тени а на солнце и 55-60.В это время у нас более актуально остудить землю.Если за мульчировать соломой или опилками? спасу корни. Спасибо за ответ.
Март 28th, 2014 в 1:20 дп
Оксана, дело в том, что на теплых грядках замульчированная почва, например соломой или сеном, держит одинаковую температуру как днем, так и ночью, как в термосе, а поэтому и не перегревается.
Март 28th, 2014 в 7:34 пп
Валерий,подскажите если насыпать сверху свою же огородную землю в теплые грядки,не полезут ли буйным цветом сорняки,семена которых содержатся в земле?Или если замульчировать этого не случится?А болотным мхом мульчировать можно?
Март 28th, 2014 в 9:03 пп
Ольга, если замульчировать, то большинство сорняков не прорастут, болотный мох не очень хорошая мульча. по причине его долгого разложения.
Март 31st, 2014 в 10:33 пп
Подскажите почему именно 60 см ширина, 1 метр и в два ряда наиболее эффективное использование имеющегося ограниченного пространства?..или я ошибаюсь?..просто собираюсь строить вот и ломаю голову))))
Апрель 1st, 2014 в 6:28 дп
Алексей, для томатов 60 см нормально, удобно ухаживать, а вот для других культур можно 80 см, метр широковат. Поэтому, если делать универсальные грядки, то 80 шириной на 4 рядка или на 2 в шахматном порядке.
Апрель 12th, 2014 в 2:19 пп
Валерий здравствуйте!Я на хочу перекапываит участок,чтобы сделать такие грядки.Скажите какую покупную землю лучше приобрести для этого дела:плодородную землю или чернозем?И обязателен ли навоз или подойдет прошлогодняя скошеная трава?
Апрель 14th, 2014 в 7:49 дп
Приобретите любую плодородную землю, без свежего навоза, а на дно накидывайте листьев, мелких веток, травы и т. д.
Апрель 16th, 2014 в 2:33 пп
Валерий подскажите когда высаживать в открытый грунт перец и баклажаны,при определенной темп.воздуха?И еще:судя по вашим видео эти культуры можно высаживать на одну грядку?
Апрель 16th, 2014 в 3:46 пп
Я высаживаю их на неделю позднее томатов, так как они на раннем этапе вообще не переносят низкие температуры, а на одну грядку сажать можно.
Апрель 17th, 2014 в 2:20 пп
Честно говоря я начинающтй огородник и когда высаживают томаты не знаю,в связи с этим подскажите когда высаживать перец,огурцы и баклажаны
Апрель 17th, 2014 в 2:28 пп
Анна, высаживать томаты надо когда среднесуточная температура выше 15 гр. а все другое через неделю.
Апрель 21st, 2014 в 4:01 пп
Валерий подскажите еще какая разница между плодородной землей и черноземом?И подойдет ли свежий опил для мульчирования грядок?
Апрель 21st, 2014 в 5:12 пп
Подойдет, а разница в том, что плодородную землю я считаю ту, которая богата органики, но не видела культурных растений, например старая компостная куча, заросшая сорняками.
Апрель 21st, 2014 в 6:34 пп
а если нет такой кучи,то я понимаю чернозем можно привезти под все посадки?
Апрель 21st, 2014 в 8:03 пп
Можно
Апрель 21st, 2014 в 8:13 пп
спасибо)
Апрель 22nd, 2014 в 5:18 пп
Здравствуйте, Валерий! как я поняла томаты любят лесную землю, а капуста лесную землю любит? а огурцы? а морковь и свекла?
Апрель 23rd, 2014 в 8:21 дп
Лесная земля благотворно влияет на любую культуру.
Апрель 27th, 2014 в 10:14 дп
Здравсвуйте Валерий.Спасибо за хорошие статьи и ролики.Я сделал такую грядку, а вот каркас парника над ней соорудил из стеклопластиковой арматуры.
Прутки диаметром 6-8 мм скрепил властиковыми хомутиками. Полчилось красиво удобно и надежно. Такой каркас не гниет и не ржавеет, соответственно не пачкает и не рвет укрывной материал.
Апрель 28th, 2014 в 7:32 дп
Сергей, вы правы, возьму на вооружение, сколько стоят эти ленты. И заранее хочу предупредить, если нет дополнительных креплений между боками, кроме торцов, то сделайте через каждые полтора метра, а иначе бока разопрет, особенно морковь и другие корнеплодные культуры (у меня морковь раздвинула бока аж на 10 см, в этом году стягивал и делал стяжки между стойками по середине грядок.)
Апрель 28th, 2014 в 9:34 дп
Здравствуйте. Вчера делали теплые грядки, вот не могу понять... правильно или нет? Подскажите пожалуйста!!! Расскажу по этапам... сначало перекопали участок под 2 грядки, потом низ засыпали соломой, опилками,трухлявыми деревяжками, потом опять соломой,опилками, пролили препаратом для лучшего перерабатывания . потом землю, опять солому, опилки, солома, земля, хорошо пролили... натянули парник... вот думаю... получилась ли у нас теплая грядка или нет?
Апрель 28th, 2014 в 9:35 дп
Вот что получилось в конце)
Апрель 29th, 2014 в 8:40 дп
Конечно получилась, но землю можно было и не перекапывать, дерн и сам бы исчез внизу под слоем засыпок.
Май 12th, 2014 в 4:33 пп
Валерий скажите точные размеры вашей грядки длину и высоту, ширина у вас 60 см, и еще такой вопрос у нас на участке грунт ( карьерный песок) при установке такой грядки и при ее поливе не будет вся вода быстро уходить в песок? Если да то что можно положить на дно грядки?
Май 12th, 2014 в 4:34 пп
какая у вас доска 40?
Май 13th, 2014 в 8:34 дп
Ольга, размеры грядки можно делать разные, но универсальные на мой взгляд, это ширина 80 см на 4 рядка, а 60 см у меня были рассчитаны под томаты, перцы и баклажаны, хотя разумеется в них прекрасно растет и все остальное, только места экономиться меньше, поэтому сделал и с шириной 80 см тоже. Высота зависит от грунта, в вашем случаи проблема решается как ни странно тоже высотой грядок, хотя вроде бы грунтовых вод точно нет, но и суглинков плодородных тоже нет, делайте 30-40 см, будет накапливаться плодородный гигроскопичный слой, а подкладывать под низ точно не надо, корни не должны встречать препятствий на своем пути.
Май 13th, 2014 в 8:35 дп
Доска у меня дюймовка, но 40 не хуже, только дорого.
Май 19th, 2014 в 1:09 пп
Здравствуйте Валерий!Я начинающий огородник живу в Сибири в Омске.Подскажите а в ваши грядки каждый год нужно листву и компост засыпатьи как быть с опилками их после сбора урожая убирать или перекапывать? Весной или осенью грядки вскапывать? Вообщем извените если что не так спросила.И еще один вопрос когда у нас лучше высаживать рассаду на такие грядки и нужно ли их укрывать на целый день или на ночь? Заранее спасибо за ответ.
Май 19th, 2014 в 8:45 пп
Марина, грядки я не копаю посмотрите эту статьюsvoitomaty.ru/teplye-ili- ...ak-eto-rabotaet/ , я в ней все написал.
Июнь 9th, 2014 в 5:10 пп
Здравствуйте, Валерий! Пришла пора пожинать плоды трудов по созданию теплых грядок по Вашей технологии. Вот, что у нас получилось в результате. Самое главное, что технология работает! Сегодня 9 июня, а мы уже вовсю едим свою клубнику, которую я пересадила прошлой осенью на новые теплые грядки! Мы в Подмосковье, на севере области, у соседей клубника только цветет, а мы уже лакомимся! Высокие теплые грядки работают! Более того, мы уже снимаем свои огурцы, посаженные в эти же грядки, но под парнички! И это в июне! Спасибо за науку! да, хочу сказать, что присланные Вами семена томатов все благополучно взошли, рассада выросла, уже на грядках, есть завязи, правда пока не очень много! Будем ждать урожая! Еще раз спасибо за советы!!!
Июнь 9th, 2014 в 5:13 пп
Не сразу вложились фото!
Июнь 9th, 2014 в 5:15 пп
А это вид сверху!
Июнь 10th, 2014 в 7:42 дп
Наталья, огород у Вас очень красивый, согласитесь, что это тоже не последнее дело и на нем приятней работать и просто отдыхать.
Июнь 10th, 2014 в 7:48 дп
Наталья, на фото видно березу, склонившуюся над грядками, если она близко, то ее лучше убрать, иначе она будет забирать львиную долю питательных веществ и влаги, а так же осыпать огород тлей и другими вредителями, которые могут на ней проживать.
Июнь 10th, 2014 в 8:10 дп
Валерий, спасибо за отклик и внимание к деталям. Береза далеко от грядок, это на фото получилась такая проекция. Она дает прекрасную тень в жаркий день, под ней у нас замечательная зона отдыха, никаких беседок не нужно. Ведь с такими грядками теперь только отдыхай, все растет само, уже сейчас видно, что будем с урожаем! Конец вечной дачной каторге! Все замульчировали, договорились с соседями, они нам с каждого укоса газонов приносят траву. Теперь начинаем мульчировать картошку. Еще раз спасибо за науку!
Июнь 10th, 2014 в 12:29 пп
Добрый день, Валерий!
Начиталась ваших премудростей. Впечатляет. А как обрабатывать высокие грядки после сезона? Вы их перекапываете? Если да, то когда — осенью или весной?
С обычными грядками проще: загнал мотокультиватор, вспахал, и вперед. А тут, я полагаю, придется все вручную пахать?
Июнь 10th, 2014 в 6:32 пп
Елена, все премудрость в том, что такие грядки перекапывать не надо, только рыхлить плоскорезом, вы же по ним не ходите, а с мульчой земля всегда будет как пух.
Июль 24th, 2014 в 5:23 пп
Очень интересная и продуктивная технология — высокие грядки!
Только у нас на юге Украины уже к середине маю температура доходит до +30, а в июне на солнце и до +40, поэтому в высоких грядках, даже при большом слое мульчи, влага быстро испаряется. Таким образом, приходится корректировать высоту грядок в сторону уменьшения наземной части в сторону увеличения подземной части грядки и получается, что на полтора штыка лопаты вглубь и на штык лопаты над поверхностью высота бортика. И ширину приходится грядки делать примерно 1,20 метров. Из практики, пришел к выводу, что при высоких температурах летом — это оптимальный вариант.
Август 20th, 2014 в 11:58 дп
здравствуйте,Валерий!как Вы считаете-нужно ли дополнительно к антисептику отделать внутреннюю сторону грядки пленкой или рубероидом?
Август 20th, 2014 в 12:11 пп
Здравствуй красавица, я считаю не обязательно
Сентябрь 13th, 2014 в 1:54 пп
Здравствуйте Валерий.Спасибо за хорошие статьи и ролики. Скажите, пожалуйста, какая ширина
между тёплыми грядками более удобная (т. е. ширина дорожек) в теплице и на огороде?
Сентябрь 13th, 2014 в 6:34 пп
В огороде 60 см в теплице 40 см
Сентябрь 13th, 2014 в 9:11 пп
Большое спасибо.
Сентябрь 17th, 2014 в 10:56 дп
Здравствуйте Валерий,очень нравятся ваши теплые грядки, скажите можно ли делать на юге такие грядки просто высокими? Да и с деревом у нас проблемы они у нас за облачно дорогие. Плоского шифера тоже нет, скажите еще как вы думаете можно ли сделать такую конструкцию из оцинкованного профнастила? и будет ли он отражать тепло или будет нагреваться? и не будет ли металл как то сказываться на самом урожае? спасибо.полив планирую сделать капельным орошением (ну все это пока в задумках и планах)
Сентябрь 17th, 2014 в 11:20 дп
Наверное можно, только верхнюю кромку надо чем то закрывать, иначе изрежетесь об острые края, на счет нагрева не знаю не пробовал, а дерево достаточно обработать антисептиком, благо их сейчас выбор огромный.
Октябрь 3rd, 2014 в 3:19 дп
Валерий, хочу сделать несколько теплых грядок под озимые посадки. Можно ли вниз накидать свежей (в смысле только-только опавшей) листвы клена и тополя?
Октябрь 3rd, 2014 в 9:37 дп
Можно, но не толстый слой, а то он спрессуется и будет как пленка, которая не даст уйти корням в глубину, пока не перепреет, а для этого надо год, полтора.
Октябрь 15th, 2014 в 10:23 пп
Здравствуйте Валерий. планирую сделать все грядки вот такими же тёплыми, но накладно получается с досками, очень они у нас в Казахстанских степях, дорогие. Весь лес привозной. В связи с этим вопрос. А нельзя ли на месте грядки, выбрать грунт, приблизительно на штык лопаты (земля хорошая, не глинистая), засыпать как вы советуете, листвой, перегноем, выбранной землёй, но сам короб соорудить только в одну 15-ти сантиметровой доску, а не в две как у вас? ведь получается-то по сути та же высота, — где-то 35 см.
Октябрь 16th, 2014 в 8:58 дп
Андрей, конечно можно, я бы и сам так сделал, не будь у меня так близко грунтовые воды.
Октябрь 21st, 2014 в 12:30 пп
Здравствуйте Валерий
Мне очень понравился ваш опыт с теплыми грядками
ужу заплпнировал себе на участке обустроить 12 таких грядок.
У меня есть одим вопрос: в чем причина создавать грядку высотой в 30 сантиметров? С чем это связано?
Заранее благодарю за ответ
С уважением,
Дмитрий
Октябрь 21st, 2014 в 3:29 пп
Дмитрий высота может быть разной, зависит от близости грунтовых вод, у меня глина через 15 см грунта, использовал тес на 15 см, одной было бы мало, а две как раз, вот и получилось 30см. Но если хороший грунт и тем более песчаный, то хватит и 10-15 см, а грядку углубить,выкопав яму под органику.
Октябрь 22nd, 2014 в 8:39 дп
Спасибо большое! для меня это ценный совет. У меня на участнке около метра хорошего чернозема. Думаю что 10-15 см мне будет достаточно для обустройства грядок. Углубления грядок засыплю листьями ветками и перегноем.
Ноябрь 4th, 2014 в 8:26 пп
Валерий Вам уже разные вопросы задавали- но я хочу задать еще один вопрос. А подскажите пожалуйста, какое расстояние между самими теплыми грядками — или по другому сам проход между ними.Спасибо за прочитанное.
Ноябрь 5th, 2014 в 4:20 пп
Василий, конечно проход если больше, тем лучше, но Вы понимаете что иногда место ограниченно, поэтому решайте сами, но желательно не меньше 50-60 см
Ноябрь 8th, 2014 в 1:01 пп
Здравствуйте, Валерий! На второй год в теплой грядке органика перегнившая и грядка перестает быть теплой. Как решать эту проблему и вновь сделать эту грядку теплой? Заранее спасибо!
Ноябрь 10th, 2014 в 12:51 дп
Валерий, а можно вместо антисептика покрасить деревянные бордюры грядок — краской на водной основе для фасадов?
Ноябрь 11th, 2014 в 1:42 пп
Можно, если она у Вас бесплатная, просто антисептик дешевле.
Ноябрь 11th, 2014 в 1:49 пп
Татьяна, грядка конечно не такая теплая, как в первый год, но не менее плодородная, а по моим наблюдением именно на второй год она самая урожайная, потом надо уже добавлять компост.
Декабрь 12th, 2014 в 12:52 пп
Предлагаю обсудить вариант «теплой» грядки
Декабрь 12th, 2014 в 12:54 пп
Порядок устройства «теплой» грядки — пошагово
1. Выбор места, установка каркаса, антисептирование досок.
2. Вырываем землю на штык лопаты – плодородный слой земли.
3. На низ грядки укладываем ветки, обрезки дерева, каротон
4. Следующий слой – скошеная трава, пролитая «Байкал-ЭМ1»
5. Слой земли 5-10 см
6. Слой сена (соломы), проливаем «Байкал ЭМ-1»
7. Заполняем оставшейся выкопаной землей – приступаем к посадке и мульчируем соломой
вариант посадки клубними под. агроволокно
8. Для защиты от солнца использовать агроволокно, притеняющую сеть, старую тюль…
9. Ждем результатов
Декабрь 12th, 2014 в 12:57 пп
фотографии не получилось вставить
Декабрь 12th, 2014 в 2:01 пп
1. Выбор места, установка каркаса, антисептирование досок.
Декабрь 12th, 2014 в 2:02 пп
2. Вырываем землю на штык лопаты – плодородный слой земли.
Декабрь 12th, 2014 в 2:03 пп
3. На низ грядки укладываем ветки, обрезки дерева, каротон
Декабрь 12th, 2014 в 2:03 пп
4. Следующий слой – скошеная трава, пролитая «Байкал-ЭМ1»
Декабрь 12th, 2014 в 2:04 пп
5. Слой земли 5-10 см
Декабрь 12th, 2014 в 2:04 пп
6. Слой сена (соломы), проливаем «Байкал ЭМ-1»
Декабрь 12th, 2014 в 2:05 пп
7. Заполняем оставшейся выкопаной землей – приступаем к посадке и мульчируем соломой
Декабрь 12th, 2014 в 2:06 пп
вариант посадки клубними под. агроволокно
Декабрь 12th, 2014 в 2:07 пп
8. Для защиты от солнца использовать агроволокно, притеняющую сеть, старую тюль…
Декабрь 12th, 2014 в 2:08 пп
9. Ждем результатов
Январь 8th, 2015 в 9:28 пп
Валерий! Большое спасибо Вам за науку, за Ваши подробные и понятные ролики, за Ваше доброжелательное отношение к огородникам разной квалификации. Спасибо и всем участникам этого интернет-разговора. Прочитав комментарии, я получила ответы практически на все свои вопросы по устройству теплых грядок.
Январь 15th, 2015 в 4:42 пп
Здравсвтвуйте Валерий. Скажите пожалуйста, а ботву помидор, картофеля можно использовать на саду в компостные кучи или в «теплые» грядки? Или выбрасывать?
Январь 15th, 2015 в 6:11 пп
Я ее сжигаю или делаю кучи вперемешку с травой для выращивания кабачков и тыквы.
Январь 16th, 2015 в 7:17 дп
Теплые грядки это однозначно лучше чем просто грядки. Заводят разговоры про то что дорого, это те товарищи, кто не дружит с расчетами, или кто хочет спровадить на тот свет тещу, досрочно. Теплые грядки окупаются на второй, третий год эксплуатации.
Январь 16th, 2015 в 12:15 пп
Понял, спасибо. И еще вопрос,с какого месяца начинаете продавать семена помидор?
Январь 16th, 2015 в 4:04 пп
С сентября
Январь 20th, 2015 в 11:47 пп
Валерий,здравствуйте,огромное Вам спасибо за Вашу ценнейшую информацию!!! У меня вопрос,чем можно заменить Байкал ЭМ1,или только его использовать? СПАСИБО!
Январь 21st, 2015 в 10:01 дп
Я заменяю АКЧ смотрите здесьsvoitomaty.ru/aerirovanny...nyj-em-preparat/
Январь 24th, 2015 в 2:04 пп
Спасибо Вам огромное!!! И еще хотелось бы узнать-можно ли применять поросячий навоз,у нас нет коровы и от соседей с коровами очень далеко.Спасибо!Дай Бог Вам и всей Вашей семье крепкого здоровья!!! Спасибо!!!
Январь 24th, 2015 в 2:39 пп
Нина из него лучше приготовить компост навоз + трава или солома + опилки и через год у Вас будет прекрасный и безопасный компост, который можно использовать под любые культуры.
Январь 26th, 2015 в 11:44 дп
Валерий, доброе время суток!
Огромное спасибо за прекрасный видеоблог!
Пожалуйста подскажите, как у Вас вставить аватар и какой предельный размер фото в комментариях? На стр.svoitomaty.ru/razvedenie- ...sa/#comment-9767 смог присоединить файл, а здесь нет.
Январь 26th, 2015 в 1:57 пп
Спасибо!!! Валерий,а как быть в этом году,что закладывать лучше? Мы в этом году первый раз начнем огородничать по Вашему методу.Спасибо!
Январь 26th, 2015 в 4:30 пп
Валерий, спасибо за прекрасный видеоблог!
Мы ничего не сжигаем и специальый субстрат не готовимvermytechnology.ru
Всё происходит само в хорошо вентилируемых верми-септиках — более чем метровой высоты, который можно изготовить и работает даже в крепкие морозы.
В таких очень высоких грядах, с помощью «Ангелов Земли» — два китайских иероглифа обозначающие дождевых червей — прекрасно обезвреживаются даже канализационные воды, а получаем вермичай для полива и прироста экологически чистого урожая.
За счёт очень высоких стенок получается большая используемая площадь площадь и не нужно подвязывать помидоры — сами свисают вниз.
Январь 27th, 2015 в 9:51 дп
Можно заложить лесной или верхний слой дерновой земли вместе с дерном + прошлогодние листья, которые укладывать надо вниз грядки или прошлогоднюю траву.
Январь 27th, 2015 в 10:01 дп
Виктор, аватарка у Вас встала, фото желательно по ширине не более 700 пикселей.
Январь 27th, 2015 в 4:54 пп
Здравствуйте Валерий!Хотела посоветоваться с Вами еще в октябре 2014г.Но как то постеснялась,думала не посезону.В октябре купила доски,наняла человека и сделала в 2-х теплицах грядки.Естественно доски были обработаны антисептиком.Счастье переполняло.Но так как в теплицах была рыхлая,сухая земля,повадился соседский кот.Ну я решила закрыть двери.Когда я приехала через 4дня и зашла в теплицы я была в шоке, все доски были покрыты плесенью .Я конечно все стряхнула,что мне делать ,посоветуйте.
Январь 28th, 2015 в 9:17 дп
Стряхните плесень и обработайте их еще разок и не повредит если в закрытой теплице сожгете противогрибковую шашку.
Январь 28th, 2015 в 9:38 дп
Валера,а если я весной сожгу эту шашку через какое время можно сажать рассаду.
Январь 28th, 2015 в 10:29 дп
Весна начинается гораздо раньше, чем надо высаживать рассаду, теплицу надо сутки подержать закрытой, а потом проветрить, открыв все двери и форточки в течении 2-3 суток и все сажайте, но чем раньше это сделать тем лучше.
Январь 28th, 2015 в 3:38 пп
Спасибо.
Февраль 14th, 2015 в 4:45 пп
Здравствуйте.
По поводу шифера в огороде, я видел многие его используют на грядках, возможно я и ошибаюсь, но думаю что шифер по своему составу вреден и чуть ли не опасен.
Я бы его не применял у себя на огороде, да и шины от колес автомобиля. Лучше всего не обработанное химией дерево, доски или камни.
Я использую доски для опалубки купленные в хозяйственном магазине, я их ничем не покрываю, боюсь это уже не будет натуральное земледелие.
Февраль 19th, 2015 в 12:41 дп
Уважаемый Валерий! спасибо за ваш труд и такое понятное для меня, начинающего, об*яснения и видео.2 года назад купили дом в Ивановской области, тепеь будем осваивать землю по вашим урокам и советам. на Ютюбе вас нашла, на видео подписалась. этот сайт тоже в закладки. еще раз спасибо вам от всей души. Многодетная мама из Ярославля. просто Нюська.
Февраль 19th, 2015 в 8:21 дп
Желаю успехов и здоровья Вашим прекрасным детям, у Вас все получится.
Февраль 20th, 2015 в 10:54 пп
Валерий спасибо за ваши советы! Сделав грядки как у вас огород превратился из каторги в любимое занятие!спасибо и здоровья вам!
Февраль 25th, 2015 в 2:06 пп
Я правильно понимаю что на следующий год грядки надо делать заново, потому что компост уже разложился и не будет генерировать тепло? А если я делал грядки под морковку и наложил сверху слой земли — то ее сначала надо убрать что бы положить новый слой компоста?
Февраль 25th, 2015 в 4:16 пп
Сергей, ни чего не надо делать заново, посмотрите эту статьюsvoitomaty.ru/teplye-ili- ...ak-eto-rabotaet/
Март 3rd, 2015 в 5:21 пп
Валерий, подскажите на ваших грядках вы томаты выращиваете в один ряд или в два?
Март 4th, 2015 в 7:42 дп
Я сажаю в шахматном порядке.
Март 5th, 2015 в 8:40 пп
Спасибо, Валерий за Вашу работу. Пересмотрела наверное все Ваши ролики (и конкурс «Моя урожайная теплица» — очень вдохновляет.)Подскажите пожалуйста, мы только что закончили установку грядок(из волнового шифера). Теперь хочу ее наполнять и сомневаюсь, проливать ли сейчас органику Эмочками (аналог Байкала) — не будет ли для них еще очень холодно и они погибнут (температура днем до +8 градусов. Может стоит подождать с заполнением до более теплой погоды? Спасибо.
Март 6th, 2015 в 9:11 дп
Заполнять грядки можно уже сейчас, а вот пролить эмкой когда температура повыситься. Они эффективны при 25-30 гр.
Март 6th, 2015 в 7:38 пп
Большое спасибо за ответ. В этом году мечта сбылась — и грядки теперь есть и теплица! Это благодаря Вашим, Валерий, роликам муж согласился на такую «авантюру»...а соседи сейчас ходят и через забор посматривают «что это за сооружения такие»
Март 12th, 2015 в 7:12 пп
Здравствуйте Валерий! Очень вдохновлен вашими полезными роликами. Есть такой вопрос — если нет компоста(увы), можно ли сделать закладку грядок без него , или чем-то заменить?
Март 13th, 2015 в 9:52 дп
Антон, можно на дно заложить старой листвы, травы и присыпать грунтом.
Март 13th, 2015 в 2:14 пп
Валерий, скажите, профильную трубу 20×20 которую вы советуете использовать для стоек грядки,где купить в нашем городе я нашёл, но вот смущает толщина стенок трубы, она всего 1,3 мм. Как вы думаете, это не сильно тонкая труба? У вас вроде бы стенки по толще. и в ролике про строительство теплицы вы говорите что стенка труб 2мм.(вы наверное её же и для грядок использовали) И ещё вопрос по доскам, вам на пилораме их простругивали, или это не обязательно делать?
Март 13th, 2015 в 4:26 пп
Даже с такой стенкой они простоят очень долго, а приобретал тес не строганный, он намного дешевле.
Март 14th, 2015 в 5:11 пп
Валерий, спасибо вам за ответ. Но вот не дают покоя ещё несколько вопросов. какие лучше делать грядки по ширине, чтобы потом уже не переделывать, (а то ведь и дорожки между грядками, хочется сделать постоянными и красивыми) 60-и или 80-и сантиметровыми? На 80-и сантиметровых, во сколько рядов надо сажать томаты и другие культуры (в открытом грунте)? И какой длины делать дуги для 80 см., если для 60-и см. грядок, вы берёте 2,5 м. ?
Март 15th, 2015 в 7:17 дп
Лучше делать 80 см, так экономичней и тропинки 60 см. На таких грядках томаты сажать в два рядка в шахматном порядке, а мелкие культуры (морковь, лук) в четыре.
Март 15th, 2015 в 7:38 пп
Помогите пожалуйста советом. У меня участок на северном склоне и 6 грядок на нем ориентированы с севера на юг. Грядки не ограждены, просто перекопаны, шириной 1 м и длиной 6 м, проходы между ними 40 см. Хотела в этом году на 3 грядки поставить короба , а три других пока не трогать ( мы только в прошлом году посадили там клубнику) А теперь поняла, что если их выравнивать по горизонтали, то один из торцов придется закопать в землю на 15-20 см (уклон приличный). Лучше наверно их расположить с запада на восток, как у Вас , Валерий, но тогда придется клубнику перекапывать, жалко.
А очень будет плохо, если их не выравнивать по горизонтали? Или выровнять, но один конец грядки наполовину уйдет под землю.
Прямо не знаю что делать (((
Март 16th, 2015 в 2:25 пп
Если у Вас уклон значительный, то грядки надо полюбому делать поперек уклона.
Март 16th, 2015 в 9:03 пп
Какая досада!
А все-таки, чем плохо для растений, если один торец грядки будет ниже, чем другой?
Я все-равно хотела делать комбинированную грядку, т. е. выкопать траншею на штык лопаты, поставить короб и заполнить его как положено. Ну, выкопаю с южного торца грядки не на один штык, а на два и поставлю короб горизонтально.
Смотреться наверно будет не очень, но по-моему растениям будет в этих грядках комфортно.
Март 22nd, 2015 в 7:22 пп
КАК ТО Я ПОСАДИЛА В ОДНУ ГРЯДКУ БАКЛАЖАНЫ И ПЕРЦЫ. ТАК ВОТ ПЕРЦЫ ПОЧЕМУ ТО ПОЛУЧИЛИСЬ ВСЕ СИНИЕ. ПОЧЕМУ?
Март 22nd, 2015 в 10:58 пп
Здравствуй Валерий. Я славянин, поэтому на «Вы» — только с врагами. Очень понравилось всё, что увидел у тебя — толково, обстоятельно, дружелюбно. Благодарю! Есть чего почерпнуть. Очень рад, что вышел на тебя. Успехов тебе — ещё больших!
Март 23rd, 2015 в 8:59 дп
Бывает, когда перцам не хватает тепла или каких то элементов на недозрелых появляются синие полоски.
Март 23rd, 2015 в 12:19 пп
Добрый день, Валерий!
У меня к Вам вопрос по заполняемости высоких грядок. Все есть и мусор с прошлого года и землю найду, но проблема с компостом. Есть ящик куда бросается все, что есть и трава и земля после прополки и пищевые отходы (естественно только органические отходы), никакой последовательности не соблюдалось, компост стоит уже год или два и постоянно пополняется... Подскажите, пож., на сколько этот «компост» можно использовать для заполнения теплых грядок? Спасибо большое!
Март 24th, 2015 в 10:03 дп
Татьяна используйте его смело.
Март 24th, 2015 в 1:32 пп
ДОБРЫЙ ДЕНЬ ВАЛЕРИЙ ! ВСЕ ДЕЛАЕМ ПО ВАШИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ И СОВЕТАМ !
Март 24th, 2015 в 8:17 пп
Спасибо большое за отклик! Буду сажать Ваши помидоры и перцы!!!
Март 29th, 2015 в 11:24 пп
Здравствуйте Валерий.Я новичок, и меня очень заинтересовали ваши грядки.Но дело в том, что я живу на юге Украины, и первый вопрос — можно ли делать такие грядки у нас?
Март 30th, 2015 в 9:07 дп
Добрый день Валерий. Вчера изрубила ветки деревьев в щепочки, получилась целая 200-литровая бочка. Подскажите, можно ли эти щепки закладывать в нижний слой теплых грядок и нужно ли их посыпать чем-то азотистым? Очень нравится Ваш сайт и с удовольствием смотрю видео, даже конспектирую для себя, как что нужно делать. Попробовала замачивать семена в АКЧ, результат очень хороший. Огромное Вам спасибо, что так подробно все описываете.
Март 30th, 2015 в 3:38 пп
Валерий, добрый день! Обращаюсь за советом.Живем в средней полосе России. Зона рискованного земледелия.Земля солонец.Сколько навоза не вносили, чуть земля подсохнет,становиться каменная. Задумали в этом году строить грядки по Вашему методу. Из прочитанного составила следующую схему: грядки 80, проходы 60. Углубиться на штык лопаты и 15 см дощатый короб. Закладка: картон, песок,доски, сено, листва, перегной, земля выкопанная из гряды.Посадка, мульчирование сеном. Все ли так, или что то изменить. Заранее благодарна.
Март 30th, 2015 в 7:19 пп
Конечно, можно.
Март 31st, 2015 в 5:51 дп
здравствуйте, Валерий. скажите, пожалуйста, как все же нужно расположить грядки относительно сторон света? север-юг или запад-восток? участок без уклона, ровный
Март 31st, 2015 в 12:05 пп
Ой подождите дайте информацию переработать.Люди я тоже такое хочу.Валерий нас забодала медведка.Что мы толь ка не делаем. А ей всё по барабану. А в таких грядка она будит вредить.
Март 31st, 2015 в 3:42 пп
Если Вы ближе к югу, то с юга на север, если к северу, то без разницы, как Вам удобнее.
Март 31st, 2015 в 3:55 пп
Затрудняюсь ответить, у меня слава богу ее нет.
Март 31st, 2015 в 3:56 пп
Все так.
Апрель 1st, 2015 в 11:55 дп
Такую щепу лучше использовать на тропинки, а в грядки наложить прошлогодней листвы и травы.
Апрель 3rd, 2015 в 7:02 дп
Добрый день! Валерий, почему соединили свои грядки по длине? Были по 4 метра, а в последних видео видны вставыши? Чем вызвана доработка?
Апрель 3rd, 2015 в 10:57 дп
Установил автоматический полив, запитка с одной стороны, поэтому две грядки соединял в одну, что бы проложить поливочные линии.
Апрель 12th, 2015 в 5:26 пп
cпасибо за полезную информацию , особенно для новичков .
Апрель 26th, 2015 в 4:16 пп
Здравствуйте Валерий. Восхищаюсь вашей работой, пересмотрел видео, использую в этом году ваши рекомендации по раcсаде. заинтересовали теплые грядки под перец и баклажан, и вопрос к вам, можно ли их в месте сажать, и на сколько будет эффективно использовать грядки, если у нас теплое лето к самой осени?
Май 4th, 2015 в 12:21 пп
Здравствуйте, Валерий ! Мы начинающие земледельцы. В Ваших видео так всё подробно описано и рассказано — просто класс. Доступно и понятно. У меня много вопросов , начну с самого важного для меня. Меняется ли грунт в последующие года,или просто досыпается перегноем? Заранее спасибо за увлекательный экскурс.Успехов Вам во всём и всегда!
Май 4th, 2015 в 2:05 пп
Досыпается перегной и по возможность высаживаю осенью сидераты
Май 4th, 2015 в 2:13 пп
Попробуйте сделать одну, она покажет результат, если устроит сделаете еще.
Май 5th, 2015 в 5:07 пп
Валерий, здравствуйте!
Огородничаю первый год, делаю грядки по Вашему рецепту! Имею массу скошенной и измельченной газонокосилкой травы с территории сада. В куче она быстро разогревается и силосуется. Можно ли её использовать для мульчирования (я только в средний слой гряды закладываю)? Спасибо!
Май 7th, 2015 в 10:27 дп
Здравствуйте Валерий! Подскажите пожалуйста как Вы крепите укрывной материал к дугам и к доскам с обеих сторон. Спасибо!
Май 9th, 2015 в 1:13 дп
Здравствуйте Все! ребята у меня еще даже дачи нет,но я уже неделю сижу на вашем сайте и не могу оторваться от такой красоты.Сейчас вспоминаю дачу 6 соток в молодости и удивляюсь- как там вообще что-то росло. Все было посажено и вскопано с точностью до наоборот.И фермы под боком и горы прополотой травы да за забор-все самое полезное с участка ВОН!!! Спасибо Вам Валерий! только ради ваших грядок и терпеливый уроков-объяснений надо обзаводиться участком.
Май 9th, 2015 в 9:56 дп
С одной стороны его можно планками прибить к доскам, а с другой крепить простыми бельевыми прищепками к дугам, так быстрее и проще.
Май 9th, 2015 в 10:09 дп
Для мульчирования я рекомендую ее немного подсушивать, но многие этого не делают и тоже хвалят.
Май 12th, 2015 в 10:04 дп
Здравствуйте! Можно ли на дно насыпать щепу, которую можно купить в мешках, затем листья из леса? Я только что построил грядки, а чем заполнять не знаю, все уже заросло травой, прошлогодней травы уже не видно.
Май 12th, 2015 в 10:18 дп
Так вот и закладывайте свежую траву с листьями, а покупная щепа идет на тропинки, она пропитана антисептиком.
Май 14th, 2015 в 10:48 дп
Валерий,я изготовил грядки по вашей технологии но из плоского шифера 10мм правильно или нет и ещё при закладке,пополнение грядок можно использовать почти перепревший навоз или нужно использовать только растительное сырьё.СПАСИБО
Май 15th, 2015 в 7:13 пп
Использовать перепревший навоз можно, но не в большом количестве.
Май 24th, 2015 в 10:54 пп
Валерий. меня интересует вопрос. А такие деревянные коробы сколько лет могут прослужить? Я живу в Воронежской обл. и иногда бывает доджливая осень. Доски не перегниют в доджливую осень и за зиму? Хочется чтобы подольше прослужили деревянные грядки. А в каком виде вы оставляете грядки на зиму? Укрываете агроволокном или как?
Май 25th, 2015 в 1:15 пп
Я грядки ни чем не укрываю, доски промазал антисептиком, 10 лет простоят это точно, а верхние и того дольше.
Июнь 7th, 2015 в 11:31 пп
Валерий, как вы считаете, можно ли покрывать внутренние стенки теплой грядки (доски) алкидным лаком ? Не повлияет ли это на растения ?
Июнь 9th, 2015 в 1:50 пп
Покройте просто антисептиком, он впитывается, а лак отвалится.
Июнь 11th, 2015 в 7:45 дп
Здравствуйте Валерий, спасибо Вам за труд. У меня сбылась мечта и куплена дача, но с огородом уже не успеть. Я к Вам, наверное, с глупым вопросом. Если я сейчас сделаю грядки по Вашему методу и посажу рассаду, посею морковь смогу ли я собрать урожай? Уж очень хочется.
Июнь 11th, 2015 в 9:50 дп
Все зависит где Вы живете, если на юге, то успеете, если в средней полосе, то посадите на них зелень и огурцы, морковь сеять уже поздно.
Июль 23rd, 2015 в 5:15 дп
Спасибо, Валерий, за обстоятельность и конкретность. Хочу спросить — сейчас думаю накосить травы для компоста. Как быть с семенами сорной травы, как ее компостировать, чтобы ее семена не проросли буйным цветом на грядках?
Правильно ля я понял, что Вы томатную ботву не сжигаете, а используете ее для высадки кабачков на следующий год? Вы как-то эту ботву подготавливаете?
Июль 24th, 2015 в 11:12 дп
На кучах для выращивания кабачков я в большинстве использую траву и только частично ботву томатов и картофеля, а на компост траву лучше косить молодой, когда на ней нет семян, в ней и азота больше и она быстрее преобразуется в компост.
Июль 24th, 2015 в 6:27 пп
Спасибо за ответ!
Мне все же хочется не выбрасывать ботву томатов, а использовать ее в компосте. При компостировании биомасса достигает высокой температуры, а споры фитофторы погибают при 30 град., так по крайней мере пишут в интернете. Как Вы считаете, стоит ли попробовать?
Июль 25th, 2015 в 8:07 дп
Пробуйте, только не кладите такой компост в первый год под томаты.
Сентябрь 18th, 2015 в 2:39 пп
Добрый день, Валерий!
Спасибо Вам за предоставленный опыт! В этом году собрал несколько коробов-грядок по Вашей технологии из таких же материалов. Многие саморезы, которыми я скручивал короба лопнули между доской и трубкой (как срезало). А как у Вас было? Саморезы кровельные оцинкованные. Спасибо за ответ.
Сентябрь 24th, 2015 в 8:47 дп
Сергей, я предварительно просверливал отверстия чуть меньшего диаметра, чем саморезы и брать надо не для кровли, а по металлу, у них на конце сверло шире и они прочнее.
Ноябрь 20th, 2015 в 9:03 пп
Здравствуйте уважаемые огородники. Поделюсь с Вами как я делал тёплые грядки в теплицах.наружний размер 3×6 м, ширина грядок и проходов получилась одинаковая по 55 см и высода над грунтом в 15 см.
Декабрь 7th, 2015 в 12:16 пп
Здравствуйте Валерий,я давно как говорится присел на Ваш сайт и тоже решил сделать теплые грядки не смотря на разносторонние разногласия в моей семье собрав каркас я его из нутри прокрасил акриловой битумной мастикой она как краска (проверено на других досках)заложив все туда под зиму Меня успокаивает одно то что не надо перекапывать каждый раз лопатой и грядки от дождя не разваливаются ну порядок в конце концов
Январь 18th, 2016 в 12:35 пп
Валерий,спасибо за Ваши подробные объяснения!Хочется всё попробовать на своём участке)))
Март 2nd, 2016 в 1:35 дп
Спасибо Валерий за твои труд и терпения к садоводам-горемыкам. Проштудировал почти все статьи у тебя на сайте... гораздо интересней читается, чем литература с вузов. Буду в субботу творить в огороде вышшеэ аграрное искусство, достижениями постараюсь поделиться. Кстати, если в траве попадутся экскременты собаки это на компосте плохо не скажется?
Март 2nd, 2016 в 8:23 дп
Спасибо за теплый отзыв, на счет собачьего не волнуйтесь, надеюсь что в процентном отношении они ничтожно малы.
Март 6th, 2016 в 3:42 пп
Спасибо, Валерий, за такой прекрасный сайт и Вашу внимание к огородникам. Подскажите, можно ли доски обработать отработкой машинного масла? Прочитала в интернете что можно, но решила проконсультироваться у Вас.
Март 8th, 2016 в 7:12 дп
Можно, только заранее, что бы масло впиталось в дерево, перед установкой на грядки.
Март 10th, 2016 в 1:38 пп
Здравствуйте , Валерий Сергеевич. Вы создали настоящий мощный клуб огородников, уверяю Вас, пишут единицы, а читают и смотрят огромное количество людей. Кто-то из умных сказал: сад — чистейшее из наслаждений, а я бы еще добавила, что огород не только чистейшее, но и вкуснейшее. По утрам лучшее духоподъемное средство — видео с Вашими созревающими питомцами, — психотерапевтическое средство. Оказывается такое бывает, да не где-нибудь, а в Ивановской области. Слов нет. И это не только «внушает», но и вдохновляет.
Вы мастер, и вот задача, думаю не только у меня. Сейчас, конечно, рассада, рассада..., но потом — теплица. Я из тех «чайников», которые при выборе теплицы не подумали о том, как в этом «прекрасном» сооружении монтировать автоматы для проветривания. Таким «шедевром» владею я. ОПТИМА от компании ВОЛЯ. Чтобы понять, конечно надо смотреть ее на сайте. Мощный оцинкованный профиль и т.д. Но в торцевых частях исключительно вертикальные стойки, да еще профильные, а изнутри крепежные наклонные профильные стойки, примыкающие ребром вплотную к поликарбонату. Как быть?
Март 11th, 2016 в 10:04 дп
Нина, спасибо за теплые слова, что касается проветривателей,то Вам подойдет вот такойmig-avto.com/home/108-ufo...i-fortochek.html универсальный и надежный, но он конечно дороже.
Март 18th, 2016 в 4:13 пп
Доброго Вам дня Валерий,я не опытный еще огородник, хочу сделать теплые грядки все посмотрел в принципе все понятно,но слышал такое мнение или правило но не понял,
как правильно ставить грядки: с востока на запад или на оборот для того чтобы солнце проходило в течении дня с полным освещением посаженых растений.Спасибо
Март 22nd, 2016 в 8:25 дп
Ели большой уклон на участке, то грядки располагают лесенкой поперек уклона, если нет, то на юге лучше с севера на юг, а на севере почти без разницы, поскольку солнце летом ходит почти по кругу.
Март 24th, 2016 в 6:15 дп
Здравствуйте, новости с полей. Это опять я, но уже с криминально-огородной историей. Поскольку хорошей земли с осени не заготовила, да и не очень-то у меня получается со своей землей, — подсыхающая поверхность смеси растрескивается из-за силы сцепления воды-такая поверхность не для сеянцев, но не суть. Купила самый раскрученный грунт, конечно на торфяной основе, мешок обляпан всевозможными надписями: тут и лабораторный контроль, и pH 6,0, и микроэлементы, словом-кушайте. Добавила, как положено, 20% биогумуса, посеяла уже проклюнувшиеся семена, на радость, взошли все Ваши семена, а дальше... Всходы вели себя как-то осторожно, и как по классике: стебельки и нижняя сторона семядольных листочков фиолетовые. Фосфорное голодание. Почему? Минералки производитель никогда не жалеет, сквозняка точно нет-стол в теплом углу, подсветка не менее 75вт на 1 кв.м. нужного красно-синего света, температура на столе + 24, не заливаю. Может их пугает лай моих трех подобранных калек, которых не могу бросить одних в деревне? Опрыскала азбучным антистрессовым коктейлем : эпин, циркон, экоберин, здоровый сад, унифлорбутон, все по уставу. Но сколько ждать? Напоследок замерила кислотность грунта — pH8!!! Как они не погибли? В щелочной среде фосфор не усваивается, как следствие- плохо растут корни, как следствие-плохое питание вообще, в частности азотное. Как правило, всегда борются с кислыми грунтами, полно методик, а как быть со щелочными? Достала из морозилки черную смородину. Полила страдальцев слабеньким кислым компотом. Жду. Чем расщелачивать грунт? Простите, что так длинно. С уважением.
Март 24th, 2016 в 8:51 дп
Здравствуй Валерий.Почитал комментарии людей и засомневался по поводу грядок из шифера.Я в прошлом году их сделал из плоского шифера,действительно ли земля будет перегреваться? шифер я покрасил светлой краской,мульча светлая (сено,солома,опилки).Ещё один вопрос,можно ли после весенней закладки грядки высаживать на неё томаты?Спасибо!
Март 24th, 2016 в 2:07 пп
Можно, если в грядки не класть свежий навоз. Под мульчой земля перегреваться не будет.
Март 24th, 2016 в 2:15 пп
Подкисляют раствором марганцовки 0,5 гр. на ведро воды, сделать раствор нужно исходя из этих пропорций. Марганцовка очень сильный окислитель, поэтому с ней надо поступать осторожно, попробовать раствор на одном кустике.
Март 24th, 2016 в 7:59 пп
Здравствуйте,Валерий.В ТОМ году сделал теплицу ,как у вас-отлично получилось.Теперь грядки ,не пойму толщина досок? дюйм это 25 см?а саморезы 5омм они же будут торчать из доски или я что-то пропустил?
Март 25th, 2016 в 11:50 дп
Спасибо
Март 27th, 2016 в 2:52 пп
У меня дюймовка, это 25 мм, саморезы 50мм крепят ее к профилю 20 мм, если убрать шляпку 5мм, то остается винтовая часть 45мм получается как раз.
Апрель 2nd, 2016 в 12:56 пп
Валерий чем крепите клеенку к дугам?
Апрель 4th, 2016 в 9:02 дп
Канцелярскими прищепками для бумаги.
Апрель 8th, 2016 в 1:37 пп
Валерий, добрый день! Похвально, что клуб живет не один год.Я из Подмосковья ( северо-запад), «землей» никогда не занималась, городской житель, переехавший за город. Я - «чайник». Очень хочется устроить высокие теплые грядки. Муж даже уже подготовил 4 шт. По их устройству и заполнению все понятно. Тк совсем еще не понятно как будет устроена вся территория, а руки чешутся и семена приобретаются, рассада выращивается, компост правда не готовился, я для себя решила действовать по след. плану:
— куда бы грядки не переносились в общем качество земли будет лучше
— выбрала обычные культуры ( зелень, салаты, горох, морковь, редис... не до перцев и томатов пока...)
— сделали короба
— установим в с востока на запад ( большой уклон на север, участок будет еще равняться не в один год...)
— на дно уложим картон, ветки, добавим плодородной земли (у нас суглинок , где больше глины, но трава растет отменно). обойдемся без компоста сразу , будем в течении лета добавлять подкормки готовый компост. НА весь участок завозить плодородную землю очень дорого. Будем адресно.
— посадим культуры
— осенью, внесем навоз, торф, компост, посеято что-то под зиму можно будет
Как Вы думаете:
1. Можно идти по такому сценарию?
2. Вода не будет застаиваться в коробах?
Ваше мнение и совет очень важен. Спасибо. Ольга
Апрель 10th, 2016 в 12:23 пп
Конечно можно, вода не застаивается, ведь грядка выше уровня земли.
Апрель 11th, 2016 в 12:20 дп
Здравствуйте Валерий у меня такой вопрос.Для теплых грядках вместе деревянных досок,если использовать бетонную типа еврозабор?как это будеть? ваше мнение пожалуйста.
Апрель 14th, 2016 в 5:59 дп
Нормально, только дорого.
Апрель 15th, 2016 в 11:10 дп
Валерий, здравствуйте,извините, что отрываю Вас от страды, но накопилось несколько вопросов:
-в теплице с томатами сделаны теплые грядки, мульчируются сеном, под зиму сажается горчица;
-томаты растут на этой земле 4 года;
-из препаратов применяются Байкал и Фитоспорин.
Вопросы:
-Нужно ли в эти грядки дополнительно вносить компост и можно ли это делать весной вместе с золой.
-Нужно ли полностью менять грунт в теплице с томатами, как часто это делать?
-Можно ли в качестве мульчи использовать рубленный рогоз-с сеном проблема, а его вдоль Финского залива много.
Заранее спасибо!
Апрель 15th, 2016 в 12:57 пп
Грунт менять можно раз в 3-4 года, но только в том случае, когда томаты начинают болеть или плохо расти несмотря на все усилия, компост вносить надо, я вношу раз в два года, год сидераты осенью, для этого чуть раньше убираю урожай, а год компост, но можно и весной, если компост зрелый. Мульча подойдет любая, лишь бы сохраняла влагу внутри а поверхность держала сухой.
Апрель 16th, 2016 в 4:25 пп
Здравствуйте! Подскажите как сделать проветривание, в тёплой грядке под пленкой, если планируется приезжать только по выходным. Спасибо.
Апрель 20th, 2016 в 4:58 пп
Лучше покрывать не пленкой, а нетканкой.
Август 11th, 2016 в 9:19 пп
Здравствуйте, Валерий! Сделал тёплые грядки. При их заполнении поверх слоя веток положил сухое сено, присыпал небольшим слоем земли и пролил водой. Теперь вот хочу полить сверху настоем скошенной травы («знаменитый» чай-вонючка) в качестве затравки процессов перегнивания. Скажите, пожалуйста, не навредит ли такой полив?
Август 12th, 2016 в 5:30 дп
В дополнение к заданному вопросу про пролив тёплой грядки чаем-вонючкой хочу уточнить, что этот настой был приготовлен давно, месяца полтора назад.
Август 13th, 2016 в 8:20 пп
Не навредит.
Август 22nd, 2016 в 7:50 пп
Добрый день и вечер.Какой Вы используете антисептик для пропитки.Спасибо.Высокие грядки.
Август 23rd, 2016 в 4:28 пп
Для древесины, которая соприкасается с грунтом, спрашивайте у продавцов.
Сентябрь 8th, 2016 в 11:07 пп
Валерий,
Посмотрел много Ваших видео и прочитал много статей, но все равно есть вопрос по грядкам.
Как Вы подготавливате грядки весной? Вот осенью все было сделано — сидераты, компост и т.д., Вы что-то делаете весной (копаете, рыхлите верхний слой?) или же сразу приступаете к посадке культур?
Спасибо
Сентябрь 12th, 2016 в 12:46 пп
Олег, все зависит от культуры которую будите сажать или сеять весной и от того как были подготовлены грядки осенью, под морковь рыхлю на 10 см, под томаты только лунки, если много сорняков, то их лучше удалить с помощью вил.
Сентябрь 12th, 2016 в 7:08 пп
Валерий, спасибо!
Вчера сделал одну грядкy, и еще одну собью на днях.
Октябрь 4th, 2016 в 10:38 пп
Здравствуйте, Валерий!
Хочу поблагодарить Вас за канал и за сайт. Как начинающий огородник почерпнул много интересного.
В конце лета изготовил свои теплые грядки, за отправную точку взял Вашу конструкцию и немного переделал.
Основа уголок на 25.
Сварил конструкцию в виде буквы Н: высота 50-55 см (пилил 1м на две части наискосок), ширина — 80 см. Для быстроты сварки сделал из дерева шаблон.
6 метровые доски толщиной 25 обработал антисептиком ХМ-11, крепил все болтами на 6.
На одну 6 метровую грядку 5 букв Н, три средние усилены по углам чтобы грядка не разъезжалась.
В результате получилось 4 грядки 80 см х 6 м, высота — 30 см .
Октябрь 4th, 2016 в 10:39 пп
еще фото
Октябрь 4th, 2016 в 10:40 пп
еще фото 2
Октябрь 4th, 2016 в 10:41 пп
еще фото 3
Октябрь 4th, 2016 в 10:41 пп
еще фото 4
Октябрь 10th, 2016 в 5:05 пп
Отличная конструкция, возьму на вооружение.
Октябрь 29th, 2016 в 6:05 пп
Спасибо, Валерий ! Возьму и сделаю сколько смогу весной.Вы живете в Сибири ? Жаль, что осенью не успела.
Октябрь 31st, 2016 в 5:19 пп
Валерий,
Если можно, то хочу посоветоваться.
Сделал грядки и сейчас их заполняю (почти заполнил уже) с прицелом на весну.
Положил, солому, листья, навоз и остался лишь слой земли. Однако, нижние слои (соломa, листья) очевидно лежат не очень плотно, хоть я и пытался их утрамбовать, и даже как будто «пружинят». Уверен, что как только они начнут гнить это все пройдет, но не уверен, засапать ли мне землю сейчас или же весной.
По идее, можно сейчас, земля вроде должна придавить и всё будет хорошо. Но с другой стороны, может имеет смысл подождать пока дожди-снег (зима у нас мягкая) всё смочут и само утромбуется и уже тогда, весной засыпать землёй и сажать.
Что посоветуете?
Спасибо,
Олег
Октябрь 31st, 2016 в 6:21 пп
Итак и так будет правильно, заполнение грядки не самое важное, важно как в дальнейшем она будет использоваться. Весь смысл это в замкнутом пространстве методично из года в год создавать плодородный поверхностный слой с помощью органики (компост,трава, сидераты, мульча). Первое заполнение нужно только, чтобы сразу запустить процесс.
Октябрь 31st, 2016 в 9:58 пп
Валерий,
Спасибо большое за ответ!
Январь 31st, 2017 в 3:04 пп
Добрый день.
Валерий, помогите, пожалуйста, разобраться...
Муж предлагает сделать теплые грядки из ЦСП (цементно-стружечной плиты).
Материал прочный, долговечный, влагостойкий, но — и зимой, и летом эти плиты холодные на ощупь.
Я боюсь — не будет ли земля холодной в таких коробах? Не замерзнут ли мои растишки?
Февраль 1st, 2017 в 10:48 дп
Точно ответить затрудняюсь, но не думаю, что они будут охлаждать грунт, на крайний вариант их можно будет покрасить темной краской, у такого материала высокая теплопроводность по сравнению с деревом, поэтому нагреваясь от солнца он быстрей передаст тепло грунту, но и удерживать его будет меньше, но думаю это все незначительные величины мало способные повлиять на результат.
Май 4th, 2017 в 12:42 пп
Здравствуйте. Валера, подскажите, а какой оптимальной толщины должна быть доска, если это сосна. И на сколько ее хватит. А Вам лично спасибо. Все очень толково.
Май 10th, 2017 в 9:25 дп
У меня дюймовка, стоит уже шестой год, и думаю простоит столько же, причем заменить нижние доски проще простого, ведь они сгниют первыми. Обработать антисептиком обязательно и лучше когда тес сухой или подсохший.
Май 15th, 2017 в 4:52 пп
Добрый день.
А навоз конский на каком этапе класть и сколько. Свежий класть или перепревший. Ведь он должен при разложении выделять тепло. Но свежий я слышал не полезен...
Спасибо.
Май 17th, 2017 в 8:03 дп
Лучше добавлять перепревший, тогда можно будет выращивать любые культуры. Грядки будут теплее даже за счет более быстрого прогрева солнцем.
Октябрь 27th, 2017 в 1:34 пп
Здравствуйте Валерий! Ваши видио вдохновили меня на сооружение высоких грядок. Сделал 10 грядок, размеры 6м х 1м х 0,3м а проходы по 1м. Климат у нас засушливый, летом до +50, растительность бедная. Пришлось наполнять ботвой, листьями вишни и тополя, в ход пошла даже сорная трава. При прополке сорники обратно кидал в ящики (мульча). Баклажаны, перец и прянные травы росли отменно. Томаты первый год были хорошие, на второй год появились черные болячки. Может фитофтороз? Хотя осенью я засаживал горчицу. Не знаю либо грешить на семена или на погоду, а может я сам что-то делал не правильно. За два года грунт просел больше чем на половину и я думаю может мне заново заполнить грядки или просто добавить свежего грунта? Пожалуйста как правильно поступить.
Октябрь 29th, 2017 в 9:00 дп
Томаты могут заболеть и по погодным условиям, если грядок много, то лучше делать севооборот и в грядки пасленовою (баклажаны,томаты,перцы,картофель) не бросать,а компостировать ее отдельно или сжигать и использовать золу. Грунт лучше добавлять или например сдваивать грядки, т.е из одной плодородный слой перекладывать в соседнею делая ее полной, а из которой грунт взялся заполнять по новой и пробовать на них выращивать томаты, если по первому году они росли лучше.
Февраль 13th, 2018 в 9:08 дп
Спасибо, Валерий! Похоже болезни моих томатов из-за нехватки кальция, поскольку и огурцы были в основном кривые. Золу подкладывал регулярно, но видимо недостаточное количество. А что если при укладке биомассы в грядку все это обсыпать гашенной известью?
Февраль 16th, 2018 в 9:13 дп
При излишке известь может сделать почву слишком щелочной, что тоже будет плохо сказываться. Недостаток кальция можно компенсировать внекорневыми подкормками по листве.
Апрель 4th, 2018 в 3:28 пп
Валерий, Решил последовать вашему совету и сдвоить грядки. Не поленился выкапывая старый грунт и заново стелю остатки травы, той что закрывал розы и виноград, и в самый низ закапываю слоями навоза и грунта из этой и соседней грядки. Надо сказать за три года вся трава, что была первоналачльно превратилась в перегной, даже картон перепрел... Опустевшие грядки буду заполнять новой землей, специально под томаты.
Апрель 4th, 2018 в 3:33 пп
Кстати, может кому интересно вариант для подвязки высокорослых культур. Была дома старая тонкая труба и угольники, На каждую грядку сделал три стойки две по краям одну с подпоркой в середине. Из угольника нарезал отрезы см 30 приварил к трубе по ширине грядки. НА перекладину наварил старые болты. Устанавливается просто- одевается на борт грядки и прижимается короткой трубкой вбитой в землю вдоль борта...
Апрель 4th, 2018 в 3:46 пп
Для дуг не нашел арматуры, и сделал их из ПВХ трубы. Закрепил директоратами. Но думаю их нужно устанавливать изнутри, чтобы не плотнее прилегал укрывной материал- буду пределывать. Хотелось бы узнать кто как закрывает нижнюю часть пленки. Я заворачиваю угольники и квадраты, но они не держаться в ветрянную погоду. Нужно что то другое.
Май 3rd, 2018 в 10:50 дп
Здравствуйте!
Какое расстояние между грядками?
Май 6th, 2018 в 3:26 пп
От 60 см, уже не удобно и тачка не проходит, а это важно.
Май 28th, 2018 в 8:22 дп
Здравствуйте, Валерий! Благодаря Вашим видео занялась огородничеством, канал на Ютубе смотрю запоем, каждый день нахожу что-нибудь новое и интересное. Спасибо большое за то, что делитесь опытом!
Начали делать с мужем высокие грядки, однако тут возник вопрос. Грядки будут из ЦСП, размеры 7,5 м x 80 см x 30 см. Но для того, чтобы эти ЦСП скрепить между собой, а также, чтоб грядки земля не распирала, ЦСП скрепляем между собой профильной трубой 20×40. А чтобы эта профильная труба не ржавела, покрываем ее краской (краска-грунт эмаль по ржавчине 3 в1 Dali на основе алкидной смол).
Хочу спросить, можно ли обрабатывать такой краской профили и колышки? Не опасно ли, что крашенные профили будут находится глубоко в земле, в грядке, соприкасаться с землей? Не будут ли выделяться вредные вещества из краски в почву, и соответственно — попадать в урожай?
Чем вы обрабатываете колышки и дуги в грядке?
Спасибо!
Май 30th, 2018 в 6:44 дп
Содержимое грядок меняете ежегодно после уборки урожая? Или после уборки уражая из коробов ничего не вычищаете? После зимы грядка быстро прогревается?
Май 31st, 2018 в 10:41 дп
Я конечно каждый год в грядках грунт не меняю, прогреваются они на неделю быстрее чем вне их, а если хочу их сделать теплыми, например для огурцов, то конечно на низ заново кладу органику которая горит.
Май 31st, 2018 в 10:45 дп
Я то же их крашу грунт-эмалью, негативное воздействие краски на грунт входит в погрешность, загазованный воздух например воздействует в разы больше.